четверг, 11 сентября 2014 г.

И снова о гаджетах...

«Российские и зарубежные учёные выяснили, что самый короткий путь к сердцу человека лежит через обычные книги, а не через электронные ридеры и планшеты», – сообщает еженедельник «Мир новостей».
Проблемную тему корреспондент газеты Анна Бессарабова обсуждала с профессором Северного Арктического федерального университета имени Ломоносова, доктором биологических наук Людмилой Владимировной Соколовой.
Опытным путём учёные доказали, что при работе с электронными носителями у студентов отмечались неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы. Организм переключался на неэкономный режим. Человек затрачивает больше сил, энергии при чтении ридеров и компьютеров, быстрее устаёт, хотя усвоение прочитанного материала значительно снижается по сравнению с чтением традиционной книги. 
"При чтении обычных книг эффективность выполнения заданий у испытуемых была на 7% выше, чем при чтении гаджетов" (Мир новостей. - 2014. - №38 (1081). - С. 26).
А учёные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН провели исследование в одной из московских школ. Участниками эксперимента стали учащиеся 6-8-х классов. В результате исследования стало ясно, что "чтение с экранов вызвало у подростков ряд физиологических изменений: изменилась электроэнцефалограмма в затылочной области коры головного мозга, появились признаки эмоционального напряжения в лобных областях коры". Эти тревожные явления вызывают "зрительное и психофизическое утомление и его отсроченные негативные эффекты".
Мы позволили детям носить в школу планшеты и электронные книги, чтобы разгрузить их ранцы и сохранить здоровье опорно-двигательного аппарата. Теперь же осталось проследить за тем, чтобы дома они учили уроки с использованием традиционных бумажных учебников, во избежание проблем со зрением и психикой.

Предлагаю вам ознакомиться с полной версией статьи:

Читать на бумаге полезнее, чем на экране

Не обязательно быть исследователем, чтобы заметить как современные «читалки » с дисплеями потихоньку вытесняют из нашей жизни старые добрые книжки. По дороге на работу ил домой взгляните на пассажиров в столичном метро – раньше они листали бестселлеры в твердых переплётах, а по бумажным обложкам можно было угадать не только  автора, но и характер читающего. Сейчас люди одинаково «зависают» над похожими гаджетами с сенсорными экранами.

Конечно, ридеры и планшеты способны заменить собой пару-тройку библиотек, но они лишают нас эмоций, а значит, и психологической разрядки. И это уже доказали учёные – физиологи и нейрологи.
Несколько лет назад норвежский профессор Анне Манген из Ставангерского университета, британский биолог Кейт Гарленд из Университета Лестера и канадский психолог Дэвид Майэлл из Альбертского университета предложили своим студентам прочитать одни и те же тексты на разных носителях – на бумаге и дисплеях. Эксперименты привели их к выводу: информация из книг дольше остаётся в памяти, чем материал из электронных устройств, а сам процесс чтения по старинке приносит большее удовольствие, чем работа с ридерами. Среди пользователей гаджетов исследователи насчитали всего 12% библиофилов, а среди книжников – 55%.Минувшим летом ученые Ставангерского университета вернулись к своим опытам. Выбрали 50 добровольцев, разделили их на две группы. Одной поручили прочитать 28-страничный детективный рассказ в электронной версии, другой – его же, но в бумажном варианте. Затем проверили, как молодые люди запомнили детали произведения: героев, их имена, обстановку и хронологию событий. И опять ридеры проиграли – они рассеивают внимание и замедляют процесс усвоения информации.
«Совершенно верно. Чтение обычных и электронных книг имеет разную физиологическую цену, – объясняет «Миру новостей» профессор, доктор биологических наук Людмила Соколова. – Российские специалисты проводили аналогичные исследования в отечественных гимназиях и вузах. Например, экспериментальной площадкой для доктора медицинских наук Владислава Кучмы и его коллег из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН была одна из московских школ. Ученые наблюдали за тридцатью учащимися 6-8-х классов, пока те пользовались книгами, ридерами и компьютерами. Чтение с экранов вызвало у подростков ряд физиологических изменений: изменилась электроэнцефалограмма в затылочной области коры головного мозга, появились признаки эмоционального напряжения – тета-волны в лобных областях коры. Все это приводит к зрительному и психофизическому утомлению и его отсроченным негативным эффектам».
В исследованиях Северного Арктического федерального университета имени Ломоносова, где работает Людмила Соколова, участвовали студенты. Кстати, Людмила Владимировна посвятила чтению как психофизиологическому процессу около 20 лет профессиональной жизни, написала об этом десятки научных статей. И сегодня под ее началом молодые специалисты изучают «функциональное состояние человеческого организма в процессе восприятия информации с разных носителей».
«При чтении обычных книг эффективность выполнения заданий у испытуемых была на 7% выше, чем при чтении гаджетов, – говорит доктор биологический наук Людмила Соколова. – Активировалось внимание, повысилась эффективность зрительно-моторной реакции (на 4,3% после бумажного носителя и на 1,1 % после компьютера). Мы выявили, что напряжение работы сердца более выражено при чтении информации с бумажного носителя (прирост уровня симпатической активности при чтении книг – 31,68%, ридеров – 17,23%), что связано с повышенным эмоциональным восприятием текста. Книга в отличие от техники затрагивает чувствительную сферу, способствует воображению, заставляет сопереживать. А при работе с электронными носителями у молодых людей отмечались неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы. Организм переключался на неэкономный режим. Если не сказать экстремальный. Человек затрачивает больше сил, энергии при чтении ридеров и компьютеров, быстрее устаёт… Но исследования продолжаются. И в России, и за её пределами. Недавно наш вуз приобрёл айтрекинги – оборудование, отслеживающее реакции движение глаз, готовимся к биоэлектрическим испытаниям с использованием электроэнцефалограмм. Быть может, через какое-то время дети, которым сейчас три-четыре года и которые с младенчества имеют дело с гаджетами, подрастут и их психофизиологические процессы при чтении ридеров и книг будут абсолютно другими. А пока книги полезнее для здоровья и душевнее».
Бессарабова А. Читать на бумаге полезнее, чем на экране / Анна Бессарабова // Мир новостей. – 2014. – №38 (1081). – С. 26.