понедельник, 25 декабря 2017 г.

Человек и среда: экология взаимодействия


Экологический социально-образовательный проект
в семейном клубе «ЗдоровьеПлюс» 
«Человек и среда: экология взаимодействия»

Проблема. Люди перестали жить в согласии с природой. Признаки такого неблагополучия:
1. Отсутствие знаний о названиях, условиях произрастания и особенностях растений, что может повлечь за собой а) уничтожение представителей флоры, находящихся на грани исчезновения, и, как следствие, снижение уровня природного разнообразия; б) отравления человека растениями, которые источают ядовитые вещества, являются несъедобными.
2. Неумение защитить себя при встрече с представителями дикой фауны, неосторожное обращение с животными, которые не могут быть полностью прирученными и одомашненными, а в результате случаи травматизма и гибели от когтей и зубов таких животных не только окружающих людей, но и самих хозяев.
3. Некорректное поведение людей при отдыхе на лоне природы, что приводит к загрязнению водоёмов, лесных массивов и степных просторов, к уменьшению благоприятных для отдыха ландшафтов, к пожарам, в которых гибнут растения, животные и люди.
Актуальность темы проекта: проблема взаимодействия человека и природы в таком комплексном аспекте до сих пор не рассматривалась.
Цель проекта: создание новой библиотечной образовательной услуги, направленной на повышение уровня грамотности в вопросе взаимодействия человека и окружающей среды.
Задачи:
1. Привлечь в библиотеку семейные группы из числа жителей города Губкина.
2. Провести обучающие мероприятия по формированию навыков ориентирования в природе и жизни в согласии с природой (в теории).
3. Организовать спортивные и трудовые десанты в лесные массивы (на практике).
4. Провести «Конкурс лесных репортажей» с целью формирования базы видео-отчётов участников проекта о полученных знаниях и навыках, а также их ежедневном применении.
Проект стартовал в феврале и завершился 26 декабря 2017 г.
Выбор сроков реализации проекта продиктован принципом работы «от теории – к практике». Для теоретических занятий и подведения итогов по проекту выбраны зимние месяцы, а выезды «на практику» для изучения флоры и фауны в естественных условиях будут предприняты летом. Поэтому для реализации проекта выбран не академический год, а календарный.
Таким образом в течение года по проекту были проведены следующие мероприятия:
-  библиотечный консультант «Мир, окружающий меня» (февраль) позволил библиотекарям определить знания участников проекта в области природопользования и состава природных ресурсов Губкинского городского округа;
-  краеведческий десант «Кто-кто в теремочке живёт» (апрель) собрал участников проекта в зале природы краеведческого музея, где они познакомились поближе с флорой и фауной малой родины;
-  спортивно-экологическая эстафета поколений «Изучим уголки родной природы» (июль) семейная прогулка по пересечённой местности в ближайшей к городу лесополосе;
-  трудовой десант «Бросим природе спасательный круг» (сентябрь), в ходе которого группа участников проекта очистили от мусора одну из природных территорий;
- конкурс лесных репортажей «И вечная природы красота…» (ноябрь).
В ходе подведения итогов конкурса лесных репортажей были выбраны три видеоролика, наиболее соответствующие заявленной теме. В дальнейшем они будут использованы в мероприятиях библиотеки экологической направленности.
Данный проект был заявлен на конкурс проектов «Новая роль библиотек в образовании», объявленный Фондом Михаила Прохорова.